Под имиджем понимают сформировавшийся образ делового человека, в котором выделяются ценные характеристики и черты, оказывающие определенное воздействие на окружающих. Имидж складывается в ходе личных контактов человека, на основе мнений высказываемых о нем окружающими. От имиджа во многом зависит желание сотрудничать с конкретным человеком или фирмой. Привлекательный имидж является одним из факторов, определяющих деловой успех. Поэтому деловой человек должен не только морально отвечать за свои действия, но и следить за внешним видом.
Имидж делового человека складывается из его индивидуального имиджа предприятия или фирмы.
Компоненты имиджа делового человека:
1. Стиль поведения
2. Одежда
3. Осанка
4. Прическа
5. Жесты
6. Мимика
7. Движения
8. Манеры
9. Речь
Стиль поведения — целостный комплекс знаков, создающий определенный образ поведения.
Выявлены следующие стили поведения:
«Слуга» — неуверенность в себе, скованность, пристройка к другим «снизу» Этот стиль крайне нежелателен для руководителя.
«Вояка» — излишняя самоуверенность, агрессивность, заносчивость, нетерпимость к критике, пристройка к другим «сверху». Такого руководителя подчиненные боятся, но не уважают.
«Барин» — сложность, самодостаточность, уверенность в себе. Такой руководитель может вызвать уважение у подчиненных в определенной степени. Но барская снисходительность не всем нравится. Самоуверенность может стать препятствием на пути профессионального роста.
«Демократ» — общение с подчиненными на равных, уважительное отношение к ним, учет их мнения. Это идеальный тип руководителя.
Одежда и прическа делового человека.
Имидж делового мужчины предполагает наличие определенного стиля в одежде и манерах. К наиболее общим характеристикам стиля делового мужчины относятся следующие: консерватизм, аккуратность и опрятность. Одежда. Деловой костюм мужчины — любого цвета брюки и пиджак и соответственно подобранные к ним рубашка и галстук. Такой костюм необходим в случаях приема делегации, проведения совещаний. Вечерний туалет делового мужчины должен состоять из брюк и пиджака непременно одного цвета и обязательно белой рубашки. Во всех случаях галстук является главным предметом мужского туалета. Обувь делового мужчины — это обязательно полуботинки черного цвета (допускается темно-коричневый). Из украшений мужчина может носить только перстень или перстень в сочетании с обручальным кольцом (при этом они должны быть на разных руках). Допускается ношение цепочки, но при этом её не должно быть видно. Абсолютно недопустима для делового мужчины серьга в ухе.
Прическа. Прическа делового мужчины — по моде, но в умеренном её выражении, например если это прическа с длинными волосами, то они сзади не должны быть длиннее верхнего края воротника рубашки.
Одежда. Деловой женщине необходим костюм, который придает ей респектабельный вид. Из цветов рекомендуется темно-синий, темно-серый, оливковый, или темно-вишневый. Деловая женщина выглядит элегантно в костюме с белой блузой, или блузкой постельного тона. Рукава блузки должны хотя бы немного закрывать плечи. В гардеробе деловой женщины обязательно должен быть красный костюм, т.е. такой костюм привлекает к себе всеобщее внимание. Юбки должны быть свободными, а не облегающими. Пояс должен сочетаться с костюмом его цвет должен непременно сочетаться с цветом туфель. Для работы следует иметь несколько пар туфель, которые должны сочетаться с одеждой. Сумка должна быть того же цвета что и туфли.
Прическа. Деловой женщин следует помнить, что хорошая прическа может изменить образ, как и новый костюм. При этом существуют определенные ограничения: длина распущенных волос не должна быть не ниже линии плеч, «ширина» — тоже в разумных пределах. Поэтому многие фирмы в правилах внутреннего распорядка для сотрудников предусматривают в легкой, но не допускающей возражений форме предписания о том что «прическа не должна быть вызывающей, распущенные волосы длинной ниже уровня плеч не рекомендуется, волосы должны быть чистыми и опрятными.
Макияж. Макияж не обязателен, но и не возбраняется. Единственное требование макияж должен быть умеренным. Духи или туалетная вода и прочие средства парфюмерии и косметики не должны доставлять неудобства коллегам они должны чувствоваться слегка и только при сближении. В отношении аксессуаров деловой женщине недопустимо смешивать цвет металла в украшениях (золото, серебро).
Правила ношения костюма:
1) Никогда не надевайте одновременно костюм и спортивную обувь
2) Надев костюм, не берите сумку спортивного типа. Желательно носить бумаги и необходимые вещи в дипломате портфеле или папке. Если же возникла необходимость, сумка должна быть одного цвета.
3) Если вы наденете костюм, всегда надевайте галстук. Галстук к костюму необходим. Деловой костюм без галстука не носят.
4) Сорочка, надеваемая с костюмом должна иметь длинные рукава. Считается элегантным, если манжеты сорочки видны из под рукавов пиджака примерно на 1,5-2 см. Лучше всего подобрать сорочку, на которой нет нагрудных карманов.
5) Не допускайте, чтобы затяжной конец галстука был на виду, выступал из-под его лицевой части.
6) Не выделяйтесь своей одеждой в рабочее время. В повседневном ношении неброский костюм считается хорошим тоном. Не носите слишком светлые костюмы. Наиболее распространенные цвета темно-синий, темно-серый.
— не надевайте пестрые или темные сорочки;
— галстуки не слишком яркие и без броских узоров;
— носки темных расцветок.
7) Если вы не знаете, какие туфли или сорочку выбрать, то предпочтите белую сорочку и черные туфли.
8) В завязанном состоянии галстук должен касаться нижним концом пряжки ремня.
9) Ширина галстука должна быть соразмерной ширине лацканов пиджака.
10) Галстук должен быть светлее костюма и темнее сорочки.
11) Не допускайте несовместимости узоров, два элемента костюма подряд не могут иметь узор.
12) Светлые костюмы носите днем, вечером же темные.
13) В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут.
14) Полностью расстегнуть пуговицы пиджака можно во время ужина.
15) Поднимаясь необходимо застегнуть на верхнюю пуговицу.
16) Держите выходной костюм в полном порядке всегда.
17) Это же относится к обуви, носкам, запонкам.
18) Костюм должен быть удобным.
19) Галстук к вечернему костюму лучше всего подбирать из натурального или искусственного шелка.
20) Галстук — бабочка предназначенный для официальных торжеств надевают только к темным костюмам.
Осанка, жесты, мимика, движения, манеры.
Жесты должны быть сдержанными, открытыми и доброжелательными, вызывать доверие.
Манера держаться — это такой же способ проявлять уважение к окружающим людям, как опрятная одежда, вежливое обращение в разговоре, тактичность.
Жесты и движения являются частью имиджа. Часто случается так, что жест показывает настроение, лицо человека даже когда он сам того не хочет. Движения не должны быть резкими и быстрыми. Не нужно при разговоре опускать надолго глаза или сидеть в расслабленной позе. Если вы находитесь среди людей, которые старше вас, то в манере держаться стоит быть более собранным, более тактичным, чем среди людей вашего возраста.
Походка не должна быть вялой. Но и не стоит размахивать руками и делать широкие шаги. Сидя на стуле, не нужно раскачиваться, садиться на край не рекомендуется облокачиваться на стол. Беседуя сидеть лучше всего прямо, не наклоняясь и не откидываясь назад. Наиболее приемлемая для деловой женщины посадка: колени вместе, ступни одна возле другой, голень повернута немного наискосок. Скрещивание рук на груди в принципе допустимо, но этот жест воспринимается собеседником как недовольство или желание прекратить разговор. Для расположения собеседника нужно склонить набок голову. Наклон головы создает впечатление, что человек внимательно слушает. Речь делового человека должна быть лаконичной, яркой, убедительной и четкой.